З ІСТОРІЇ ПИТАННЯ
У добу Ренесансу
співучим італійським словом портфоліо називали теку з малюнками чи кресленнями,
яку возили з собою художник чи архітектор, сподіваючись на вигідне замовлення.
У минулому столітті портфоліо називали альбом із
фотографіями. Спробував би фотограф наблизитися без такого альбому до престижного
глянцевого журналу! Або ангажуватися на показ мод юна модель!
За допомогою представлених у портфоліо матеріалів
можна було не лише скласти уявлення про якість роботи, а й дізнатися про
професійний шлях митця. Ідея мистецького портфоліо виявилась зручною й
довговічною.
ЩО ОЗНАЧАЄ СЛОВО «ПОРТФОЛІО», ВЖИТЕ СТОСОВНО МЕТОДИКИ ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ?
Основна суть портфоліо — «показати все, на що
ти здібний». Педагогічна філософія портфоліо передбачає зміщенні акценту з того, що
учень не знає і по вміє, на те, що він знає і вміє з певної теми, розділу,
предмета; інтеграцію кількісних і якісних оцінок; підвищення ролі самооцінки.
Європейське мовне портфоліо (European Language
Portfolio) було розроблене й апробовану Відділом мовної політики при Раді
Європи в Страсбурзі 1998-2000 рр. Саму ідею було реалізовано в Німеччині,
Франції та Швейцарії, після чого вона пройшла успішне випробування в 15 країнах
— членах Ради Європи. В Україні Європейській мовне портфоліо було презентовано 2003 р.
Мовне портфоліо — це пакет документів, в якому кожен, хто опановує
мову, може зібрати й у систематизованому вигляді представити свої досягнення.
Функції портфоліо
•
Соціальна — демонстрування
здібностей і можливостей свого укладача; суттєве
доповнення до диплома, атестата, сертифіката як додаткова інформація про
власника.
•
Педагогічна — сприяє
розвитку мовленнєвих здібностей та самооцінки школяра.
З ЧОГО СКЛАДАЄТЬСЯ ЄВРОПЕЙСЬКЕ МОВНЕ ПОРТФОЛІО?
Відповідно до
прийнятих Радою Європи стандартів, Європейське Мовне Портфоліо має три складові:
•
Мовний
паспорт (Language Passport).
•
Мовна
біографій (Language
Biography).
•
Досьє (Dossier).
Мовний паспорт включає:
•
Фото учня.
•
Його анкетні дані.
•
Автобіографічні записи (резюме).
•
Самохарактеристику (інформацію про риси характеру,
захоплення, хобі).
•
Таблиці оцінки та самооцінки мовних та мовленнєвих
компетенцій (стосовно всіх чотирьох видів мовленнєвої діяльності), складені у
відповідності до Європейської шкали оцінювання рівнів сформованості таких
компетенцій.
•
Критерії оцінювання навчальних досягнень учня.
•
Самооцінка володіння мовою, здійснена самим школярем.
Мовна біографія включає в себе:
•
План роботи з навчального предмета па семестр або на
рік (індивідуальний навчальний план).
•
Коментарі самого учня щодо кожної з робіт, зібраних у
досьє (пояснення важливості для нього її виконання, пояснення, яку мету учень
поставив і якої мети досяг, чого навчився, що зрозумів, як виконання роботи
змінило його).
• Таблиця (табель)
оцінювання вчителем рівня володіння учнем мовою і мовленням (заповнюється у
вигляді графіка із зазначенням виду мовленнєвої діяльності, що оцінюється).
•
Таблиця (табель) само оцінювання учнем власних
навчальних досягнень.
•
Відгуки однокласників та батьків про роботи учня.
Досьє включає в себе:
•
Вибрані й систематизовані самим учнем творчі роботи
різних жанрів: відгуки на прочитану книгу, прослухану радіопередачу, переглянутий
кінофільм, реферати, тексти доповідей, оповідання, сценарії тощо.
•
Матеріали творчих (індивідуальних і групових)
проектів, мультимедійні презентації, колажі, слайдофільми, відео (не лише з
шкільної, а й позашкільної мовної діяльності).
• Пам’ятки,
рекомендації щодо розвитку навчальних навичок (уміння організувати роботу, прискорити темп читання або письма,
алгоритм роботи над твором), термінологічний словник; результати участі в
олімпіадах, конкурсах, грамоти, дипломи, інші форми визнання досягнень учня.
ФУНКЦІЇ МОВНОГО ПОРТФОЛІО
•
Накопичувальна (править за збірку
кращих робіт школяра).
•
Моделювальна (є засобом
формування індивідуального навчального плану).
•
Рефлексивно-креативна (дає змогу школяреві
усвідомити і спроектувати стратегії і прийоми власної освітньої діяльності).
НЕЗАПЕРЕЧНИЙ ПОЗИТИВ МОВНОГО ПОРТФОЛІО
•
Орієнтація навчального процесу на активну самостійну
роботу школярів.
•
Формування особистісної активності, що забезпечує
систематичність і наполегливість у навчанні.
•
Виховання самокритичності.
ШЛЯХИ ВПРОВАДЖЕННЯ ТА ОФОРМЛЕННЯ МОВНОГО ПОРТФОЛІО
У Рекомендаціях Ради Європи
запропоновані: такі шляхи впровадження Мовного Портфоліо:
Отже, портфоліо набуває широкого використання
в роботі вчителя. Його вагомість для вчителя й учня важко переоцінити: портфоліо
чітко відображає прогнозовані результати; містить зразки робіт, матеріали, що
оцінюють роботу його виконавця різними учасниками навчально-виховного процесу.
Зачем
портфолио ученику?
Согласно Википедии, портфолио ученика- это «подборка сертифицированных
достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них». Когда мы говорим об
изучении иностранных языков, лучше использовать более широкое понятие. Языковой
портфель- это не просто « собрание сочинений» ученика, а средство рефлексии,
эффективный педагогический инструмент. В этом портфеле - и
собственноручно нарисованный комикс на английском языке, и текст роли в
школьном спектакле, проекты, компьютерные диски с работами и рисунками,
выполненными в классе или дома, видеокассеты с любимыми рассказами, песнями,
письменные творческие работы в электронной версии, сертификаты, отзывы
учителей, просто коллекции предметов или картинок.
« Европейский Языковой Портфель»-
инновационная технология самооценки своих достижений при овладении неродным
языком. Основная цель создания языкового портфеля - помочь учащимся осознать,
насколько успешно у них идет изучение английского языка и какие аспекты
нуждаются в целенаправленном развитии и доработке.
В настоящее время существует три
версии языкового портфеля для трех возрастных групп.
Языковой
портфель для начальной школы представляет собой пособие -
иллюстрированный дневник, который ярко и красочно оформлен и содержит ясные и занимательные
задания, понятные и интересные детям; при этом удовлетворяется потребность
младших школьников в изобразительной деятельности. В этом своеобразном
Дневнике Успехов ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении
неродными языками.
Работа
с Языковым Портфелем важна для детей, поскольку
- маленькому ученику важно осознание успеха –
причем такого успеха, который можно подержать в руках;
- младшие школьники стремятся получить оценку себе
и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается их
самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребенка со
взрослыми ( учителем, родителями) в оценке своих результатов;
- помогает маленькому ученику увидеть смысл в том,
что он делает, и развивать свою ответственность;
- работа с ним развивает все психические процессы
детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение;
Цели, реализуемые с помощью технологии
«ЯП» для начальной школы заключаются в следующем:
Работа с ЯП позволяет ученику:
- повысить свою мотивацию в изучении
неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своем регионе,
своей стране и за её пределами;
- правильно организовать самостоятельную
работу по овладению иностранными языками;
- оценить свой уровень владения неродными
языками и сопоставить его с европейскими нормами;
- определить (вместе с учителем) наиболее
рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.
Важно отметить, что роль ЯП заключается не
в формировании коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся. Он не
заменяет деятельность по обучению неродным языкам, но сопровождает её.
Языковой портфель – собственность ученика. Одной из главных
педагогических функций этого документа является помощь в развитии умений
самостоятельно овладевать неродными языками. Поэтому нельзя использовать ЯП как
инструмент дисциплинарного воздействия на ученика. Учитель призван помочь
учащимся увидеть свои достижения и недостатки наметить пути их устранения.
Языковой портфель позволяет наглядно
представить компетенции ученика в 4-х видах речевой деятельности.
Использование технологии « Языковой
портфель» требует определенной совместной работы ученика и учителя. Важная роль
в этой работе отводится и родителям. Если учитель планирует использовать ЯП ,
рекомендуется провести специальное собрание для родителей, посвященное ЯП, где
важно рассказать о его целях, содержании, значимости для детей. Учитель
сообщает родителям о том , на какие темы дети будут задавать им вопросы. И дает
рекомендации. Как они могут помочь своим детям. Учитель может раздать родителям
специальные письма-памятки.
Письмо
для родителей.
Уважаемые родители!
Ваш ребенок получил в школе свой первый «
Языковой портфель», в котором он будет отмечать свои успехи в овладении
английским языком.
« Языковой портфель» - это индивидуальный
документ ученика, предложенный Советом Европы.
Совет Европы - интернациональная
организация, представляющая интересы 44 стран Европы. Её цель – способствовать
культурному и общеобразовательному развитию граждан Европы, давая им
возможность учиться в течение всей жизни. Тридцатилетний опыт работы совета
показал, что изучение языков может внести большой вклад в этот процесс.
В Портфель заносятся сведения об уровне
владения учениками языком на каждой ступени обучения. Эти сведения сохраняются
при переходе на следующую ступень, благодаря чему учителя имеют полное
представление об уровне подготовленности ученика и перспективе дальнейшей
работы над языком.
Этот документ - не школьный дневник,
и в нём не будет оценок. Он призван повысить интерес учащихся к процессу и результатам
изучения английского языка. Это собственный Портфель Вашего ребенка, с помощью
которого он будет путешествовать в мир других языков и культур.
Вашему ребенку будет необходимо заполнить
три раздела Портфеля:
1. « Языки, которые я знаю» - сведения о
языке общения в семье, о пребывании за границей и т.д.
2. « Мои успехи». Здесь детям предлагается
закрасить то, что они умеют делать, когда слушают, разговаривают, читают и
пишут на иностранном языке.
3. « Моя копилка». Это специальная папка,
куда дети складывают то, что они хотели бы сохранить и показать другим:
картинки с подписями на иностранном языке: письменные задания, фотографии и
т.д.
Работа детей с «Языковым Портфелем» может
быть успешной только с Вашей помощью. От Вас потребуется давать своему ребенку определенный
объем информации, чтобы помочь ему заполнить автобиографическую страничку и
выполнить задания раздела « Языки, которые я знаю». Вы также можете обогатить
«Копилку» материалами, свидетельствующими об открытиях Вашим ребенком
европейских и других языков.
Когда Ваш ребенок перейдет в 5 класс, он
будет пользоваться другим
« Языковым портфелем», соответствующим его
возрасту. В дальнейшем это поможет ему заводить друзей во всем мире, а когда он
будет взрослым – найти хорошую работу, поскольку сегодня знание многих
иностранных языков является важным профессиональным приобретением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий