МО по английскому языку


З ІСТОРІЇ ПИТАННЯ
У добу Ренесансу співучим італійським словом портфоліо називали теку з малюнками чи кресленнями, яку возили з собою художник чи архі­тектор, сподіваючись на вигідне замовлення.
У минулому столітті портфоліо називали аль­бом із фотографіями. Спробував би фотограф на­близитися без такого альбому до престижного глянцевого журналу! Або ангажуватися на показ мод юна модель!        
За допомогою представлених у портфоліо ма­теріалів можна було не лише скласти уявлення про якість роботи, а й дізнатися про професійний шлях митця. Ідея мистецького портфоліо вияви­лась зручною й довговічною.                                            

ЩО ОЗНАЧАЄ СЛОВО «ПОРТФОЛІО», ВЖИТЕ  СТОСОВНО МЕТОДИКИ  ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ?
Основна суть портфоліо — «показати все, на що ти здібний». Педагогічна філософія портфоліо пе­редбачає зміщенні акценту з того, що учень не знає і по вміє, на те, що він знає і вміє з певної теми, розділу, предмета; інтеграцію кількісних і якісних оцінок; підвищення ролі самооцінки.
Європейське мовне портфоліо (European Language Portfolio) було розроблене й апробовану Від­ділом мовної політики при Раді Європи в Страс­бурзі 1998-2000 рр. Саму ідею було реалізовано в Німеччині, Франції та Швейцарії, після чого вона пройшла успішне випробування в 15 краї­нах — членах Ради Європи. В Україні Європейській мовне портфоліо було презентовано 2003 р.
 Мовне портфоліо — це пакет документів, в яко­му кожен, хто опановує мову, може зібрати й у систематизованому вигляді представити свої досягнення.       
Функції портфоліо                                          
     Соціальна — демонстрування здібностей і мож­ливостей свого укладача; суттєве доповнення до диплома, атестата, сертифіката як додатко­ва інформація про власника.   
     Педагогічнасприяє розвитку мовленнєвих здібностей та самооцінки школяра.

З ЧОГО СКЛАДАЄТЬСЯ ЄВРОПЕЙСЬКЕ МОВНЕ ПОРТФОЛІО?
Відповідно до прийнятих Радою Європи стандартів, Європейське Мовне Портфоліо має три складові:
         Мовний паспорт (Language Passport).
         Мовна біографій (Language Biography).
         Досьє (Dossier).
Мовний паспорт включає:
         Фото учня.
         Його анкетні дані.
         Автобіографічні записи (резюме).
         Самохарактеристику (інформацію про риси характеру, захоплення, хобі).
         Таблиці оцінки та самооцінки мовних та мов­леннєвих компетенцій (стосовно всіх чотирьох видів мовленнєвої діяльності), складені у від­повідності до Європейської шкали оцінювання рівнів сформованості таких компетенцій.
         Критерії оцінювання навчальних досягнень учня.
         Самооцінка володіння мовою, здійснена самим школярем.
Мовна біографія включає в себе:
         План роботи з навчального предмета па се­местр або на рік (індивідуальний навчальний план).
         Коментарі самого учня щодо кожної з робіт, зібраних у досьє (пояснення важливості для нього її виконання, пояснення, яку мету учень поставив і якої мети досяг, чого навчився, що зрозумів, як виконання роботи змінило його).
  Таблиця (табель) оцінювання вчителем рівня володіння учнем мовою і мовленням (заповнюється у вигляді графіка із зазначенням виду мовленнєвої діяльності, що оцінюється).
         Таблиця (табель) само оцінювання учнем влас­них навчальних досягнень.
         Відгуки однокласників та батьків про роботи учня.

Досьє включає в себе:
         Вибрані й систематизовані самим учнем твор­чі роботи різних жанрів: відгуки на прочитану книгу, прослухану радіопередачу, перегляну­тий кінофільм, реферати, тексти доповідей, оповідання, сценарії тощо.
         Матеріали творчих (індивідуальних і групо­вих) проектів, мультимедійні презентації, ко­лажі, слайдофільми, відео (не лише з шкіль­ної, а й позашкільної мовної діяльності).
  Пам’ятки, рекомендації щодо розвитку на­вчальних навичок (уміння організувати  роботу, прискорити темп читання або письма, алгоритм роботи над твором), термінологічний словник; результати участі в олімпіадах, конкурсах, грамоти, дипломи, інші форми визнання досягнень учня.

ФУНКЦІЇ МОВНОГО ПОРТФОЛІО
         Накопичувальна (править за збірку кращих ро­біт школяра).
         Моделювальна (є засобом формування індиві­дуального навчального плану).
         Рефлексивно-креативна (дає змогу школяреві усвідомити і спроектувати стратегії і прийоми власної освітньої діяльності).

НЕЗАПЕРЕЧНИЙ ПОЗИТИВ МОВНОГО ПОРТФОЛІО
         Орієнтація навчального процесу на активну самостійну роботу школярів.
         Формування особистісної активності, що забезпечує систематичність і наполегливість у навчанні.
         Виховання самокритичності.

ШЛЯХИ ВПРОВАДЖЕННЯ ТА ОФОРМЛЕННЯ МОВНОГО ПОРТФОЛІО
У Рекомендаціях Ради Європи запропоновані: такі шляхи впровадження Мовного Портфоліо:





Отже, портфоліо набуває широкого викорис­тання в роботі вчителя. Його вагомість для вчителя й учня важко переоцінити: портфо­ліо чітко відображає прогнозовані результати; містить зразки робіт, матеріали, що оцінюють роботу його виконавця різними учасниками навчально-виховного процесу.



Зачем портфолио ученику?
Согласно Википедии, портфолио ученика- это «подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них». Когда мы говорим об изучении иностранных языков, лучше использовать более широкое понятие. Языковой портфель- это не просто « собрание сочинений» ученика, а средство рефлексии, эффективный педагогический инструмент. В этом портфеле  - и собственноручно нарисованный комикс на английском языке, и текст роли в школьном спектакле, проекты, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, видеокассеты с любимыми рассказами, песнями, письменные творческие работы в электронной версии, сертификаты, отзывы учителей, просто коллекции предметов или картинок.
« Европейский Языковой Портфель»- инновационная технология самооценки своих достижений при овладении неродным языком. Основная цель создания языкового портфеля - помочь учащимся осознать, насколько успешно у них идет изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в целенаправленном развитии и доработке.
 В настоящее время существует три версии языкового портфеля для трех возрастных групп.
Языковой портфель для начальной школы представляет собой пособие - иллюстрированный дневник, который ярко и красочно оформлен и содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям; при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности. В этом своеобразном  Дневнике Успехов ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками.
Работа с Языковым Портфелем важна для детей, поскольку
  1. маленькому ученику важно осознание успеха – причем такого успеха, который можно подержать в руках;
  2. младшие школьники стремятся получить оценку себе и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается их самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребенка со взрослыми ( учителем, родителями) в оценке своих результатов;
  3. помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;
  4. работа с ним развивает все психические процессы детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение;
Цели, реализуемые с помощью технологии «ЯП» для начальной школы заключаются в следующем:
Работа с ЯП позволяет ученику:
- повысить свою мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своем регионе, своей стране и за её пределами;
- правильно организовать самостоятельную работу по овладению иностранными языками;
- оценить свой уровень владения неродными языками и сопоставить его с европейскими нормами;
- определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.
Важно отметить, что роль ЯП заключается не в формировании коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся. Он не заменяет деятельность по обучению неродным языкам, но сопровождает её.
Языковой портфель – собственность ученика. Одной из главных педагогических функций этого документа является помощь в развитии умений самостоятельно овладевать неродными языками. Поэтому нельзя использовать ЯП как инструмент дисциплинарного воздействия на ученика. Учитель призван помочь учащимся увидеть свои достижения и недостатки наметить пути их устранения.
Языковой портфель позволяет наглядно представить компетенции ученика в 4-х видах речевой деятельности.
Использование технологии « Языковой портфель» требует определенной совместной работы ученика и учителя. Важная роль в этой работе отводится и родителям. Если учитель планирует использовать ЯП , рекомендуется провести специальное собрание для родителей, посвященное ЯП, где важно рассказать о его целях, содержании, значимости для детей. Учитель сообщает родителям о том , на какие темы дети будут задавать им вопросы. И дает рекомендации. Как они могут помочь своим детям. Учитель может раздать родителям специальные письма-памятки.
Письмо для родителей.
Уважаемые родители!
Ваш ребенок получил в школе свой первый « Языковой портфель», в котором он будет отмечать свои успехи в овладении английским языком.
« Языковой портфель» - это индивидуальный документ ученика, предложенный Советом Европы.
Совет Европы - интернациональная организация, представляющая интересы 44 стран Европы. Её цель – способствовать культурному и общеобразовательному развитию граждан Европы, давая им возможность учиться в течение всей жизни. Тридцатилетний опыт работы совета показал, что изучение языков может внести большой вклад в этот процесс.
В Портфель заносятся сведения об уровне владения учениками языком на каждой ступени обучения. Эти сведения сохраняются при переходе на следующую ступень, благодаря чему учителя имеют полное представление об уровне подготовленности ученика и перспективе дальнейшей работы над языком.
Этот документ  - не школьный дневник, и в нём не будет оценок. Он призван повысить интерес учащихся к процессу и результатам изучения английского языка. Это собственный Портфель Вашего ребенка, с помощью которого он будет путешествовать в мир других языков и культур.
Вашему ребенку будет необходимо заполнить три раздела Портфеля:
1.       « Языки, которые я знаю» - сведения о языке общения в семье, о пребывании за границей и т.д.
2.       « Мои успехи». Здесь детям предлагается закрасить то, что они умеют делать, когда слушают, разговаривают, читают и пишут на иностранном языке.
3.       « Моя копилка». Это специальная папка, куда дети складывают то, что они хотели бы сохранить и показать другим: картинки с подписями на иностранном языке: письменные задания, фотографии и т.д.
Работа детей с «Языковым Портфелем» может быть успешной только с Вашей помощью. От Вас потребуется давать своему ребенку определенный объем информации, чтобы помочь ему заполнить автобиографическую страничку и выполнить задания раздела « Языки, которые я знаю». Вы также можете обогатить  «Копилку» материалами, свидетельствующими об открытиях Вашим ребенком европейских и других языков.
Когда Ваш ребенок перейдет в 5 класс, он будет пользоваться другим
« Языковым портфелем», соответствующим его возрасту. В дальнейшем это поможет ему заводить друзей во всем мире, а когда он будет взрослым – найти хорошую работу, поскольку сегодня знание многих иностранных языков является важным профессиональным приобретением.


Комментариев нет:

Отправить комментарий